Разработка и 100% согласование. Группа компаний "ЭКОЛОГИЯ" (495) 971-0085
Разрабатывается на основании Закона Российской Федерации "Об охране атмосферного воздуха". "Методики расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий" ОНД-86, Санитарных норм проектирования промышленных предприятий СН-244, ГОСТа 17.2.3.02-78 и других нормативных правовых и методических документов.
При разработке проекта проводится первичная оценка источников загрязнения. На данном этапе определяются возможные источники образования и выделения в атмосферу загрязняющих веществ, приблизительная номенклатура загрязняющих веществ и объем выбросов. Выявляются объекты, попадающие в нормативную санитарно-защитную зону предприятия. На основании полученных данных с заказчиком согласовываются сроки проведения работ и их стоимость, после чего заключается договор на разработку и согласование тома ПДВ и получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ.
-
Краткая информация о производственной деятельности, штатах и структуре предприятия с описанием назначения и характеристик всех объектов (производственные и коммерческие подразделения, участки, цеха, бригады, офисы, отделы, здания, сооружения и др.).
-
Реквизиты предприятия.
-
Карта-схема предприятия, ситуационная карта-схема расположения предприятия.
-
Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
-
Договор аренды либо свидетельство собственности на землю, здания, помещения и сооружения.
-
Справка о расходе сырья и материалов за год.
-
Перечень технологического оборудования.
-
Описание технологического процесса (подробно).
-
Наличие пылегазоочистного оборудования (ПГУ), паспорта на ПГУ, производительность и т.п.
-
Схема систем вентиляции и кондиционирования воздуха с указанием диаметров, высоты всех труб, марки вентиляторов и их производительность, число часов работы в сутки и т.п.
-
Справка о транспортных средствах, находящихся на балансе предприятия с указанием марки, количества, планируемого пробега, мест их стоянки (хранения), технического обслуживания и ремонта.
-
Квалификационный аттестат об экологическом образовании ответственного за экологию на предприятии.
-
Предыдущий проект выбросов загрязняющих веществ (если есть).
ПДВ. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ВЫБРОСЫ. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ПДВ
-
технического норматива выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух;
-
предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух
-
норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, устанавливаемый для стационарного источника загрязнения с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферыпри условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха и предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы;
-
норматив, задающий массу выброса вещества в единицу времени (г/си т/г), при которой обеспечивается соблюдение санитарно-гигиенических нормативов в воздухе населенных мест (ПДКмр и др.) при наиболее неблагоприятных для рассеивания условиях.
-
ГОСТ 17.2.3.02-78 определяет предельно допустимый выброс (ПДВ) как количество вредного вещества, выбрасываемое в атмосферу в единицу времени, которое не разрешается превышать со стороны предприятия или другого источника загрязнения атмосферного воздуха.
-
независимое действие веществ;
-
суммация (аддитивность) воздействий, когда вещества обладают однотипным воздействием, суммируемым пропорционально концентрациям загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и обратно пропорционально их предельно допустимым концентрациям;
-
сверхсуммация или потенцирование (синергизм), когда взаимное влияние веществ усиливает эффект суммации;
-
антагонизм или ингибирование, когда происходит снижение воздействия одного или нескольких веществ в результате их взаимного влияния, т.е. снижается эффект суммации.
-
превышение фоновой концентрации загрязняющего вещества в месте расположения малого предприятия над значениями предельно допустимых концентраций ПДК);
-
наличие объективных технических или экономических причин, не допускающих достижения предприятием норматива предельно допустимых выбросов (ПДВ) в настоящее время.
-
проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и
-
данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
-
физико-географические и климатические особенности местности;
-
расположение промышленных площадок;
-
расположение участков существующей жилой застройки, санаториев, зон отдыха города;
-
перспективы развития предприятия, прилежащей селитебной территории и промышленной зоны;
-
значения фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
Информацию о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе необходимо запрашивать в органах Госкомгидромета РФ. В запросе запроса о фоновом загрязнении атмосферного воздуха указывается:
- Запрашивающая организация, ее ведомственная принадлежность, почтовый адрес.
- Район, для которого требуется определить значение фона.
- Название предприятия, для которого запрашивается фон, с указанием, является ли данное предприятие проектируемым, строящимся, действующим, реконструируемым.
- Характеристика положения промплощадки предприятия на плане (карте-схеме) города и адрес этого предприятия. В случае, когда предприятие имеет несколько промплощадок или запрос делается для группы предприятий, все сведения указываются для каждой промплощадки.
- Перечень вредных веществ, выбрасываемых предприятиями (объектами).
- Расчетный срок, на который запрашивается фон, сроки ввода первой очереди строительства и развития предприятия на полную мощность
-
проведение инвентаризации источников выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу;
-
собственно разработку нормативов ПДВ;
-
получение Разрешения на выброс.
-
Информацию о расходе, типе, составе используемого сырья, материалов, топлива представляются в виде справки за подписью главного бухгалтера и главного технолога.
-
Данные о типах, основных характеристиках установленного оборудования и чистом времени его работы в виде справки за подписью главного механика предприятия.
-
Сведения о количестве, марках транспортных средств, стоящих на балансе предприятия, маршрутах рейсирования по территории предприятия, местах стоянок в виде справки за подписью уполномоченного руководителя.
-
Информацию о количестве, марках, часах и режиме работы транспортных средств, не стоящих на балансе предприятия, используемых для доставки сырья и вывоза продукции.
-
Характеристики неорганизованных источниках выброса загрязняющих веществ, их размер и местоположение.
-
При наступлении НМУ по веществам, удовлетворяющим Ф критерию,
-
а также в случае создания максимальной приземной концентрации на границе СЗЗ, не превышающей 0,3 ПДК по специфическим веществам;
-
максимальная приземная концентрация Смах < 0,1 ПДК – для основных загрязняющих веществ при отсутствии систем очистки,
-
максимальная приземная концентрация Смах < 0,3 ПДК – для специфических загрязняющих веществ при отсутствии систем очистки.
-
разработки мероприятий по регулированию выбросов в период НМУ и
-
необходимости представления и согласования плана-графика производственного контроля.
-
письменное обращение организации о согласовании нормативов ПДВ на уровне данных инвентаризации, согласованной в соответствии с требованиями и
-
расчеты параметра Ф с указанием величин санитарно-гигиенических нормативов.
1. Введение.
Во введении приводят перечень основных документов, на основании которых разработан том ПДВ.
2. Общие сведения о предприятии
- Почтовый адрес предприятия, количество промплощадок, взаиморасположение предприятия и граничащих с ним характерных объектов - жилых массивов, промышленных зон, лесов, сельскохозяйственных угодий, транспортных магистралей и т.д.
- Карта-схема предприятия с нанесенными на нее источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
- Ситуационная карта-схема района размещения предприятия с указанием на ней границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории, зон отдыха, постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха.
3. Характеристика предприятия как источника атмосферы
- Краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования (описание выпускаемой продукции, основного исходного сырья, расход основного и резервного топлива) с точки зрения загрязнения атмосферы. При этом учитывается наличие в выбросах всех загрязняющих веществ, образующихся в технологическом процессе, а также все химические превращения выбрасываемых веществ.
- Краткая характеристика существующих установок очистки газа, укрупненный анализ их технического состояния и эффективности работы.
- Оценка степени соответствия применяемой технологии, пылегазоочистного оборудования передовому научно-техническому уровню в стране и за рубежом.
- Перспективы развития или технического перевооружения предприятия. При этом необходимо учитывать данные об изменениях производительности предприятия, реконструкции, сведения о ликвидации производств, источников выброса, строительстве новых технологических линий и агрегатов, общие сведения об основных перспективных направлениях воздухоохранных мероприятий, сроки проведения реконструкций, расширения и введения в действие новых производств, цехов и т.д.
- Перечень загрязняющих веществ выбрасываемых в атмосферу в виде таблицы. Количественная характеристика выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ в т/год приводится по усредненным годовым значениям в зависимости от изменения режима работы предприятия, технологического процесса и оборудования, характеристик сырья, топлива и т.д.
- Характеристика аварийных выбросов в виде таблицы Также приводится краткая характеристика условий, при которых возможны аварийные и залповые выбросы.
- Параметры выбросов загрязняющих веществ для расчета ПДВ от организованных и неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу представляются с учетом требований приложения 3 к ГОСТ 17.2.3.02-78.
- Обоснование полноты и достоверности исходных данных, принятых для расчета ПДВ. При этом описываются, откуда взяты исходные данные - из журналов первичного учета, из форм статистической отчетности 2ТП-воздух, получены инструментальными замерами, расчетными или балансовыми методами.
- Сведения о влиянии выбросов загрязняющих веществ на воду, почву, растительность, здоровье населения.
4. Проведение расчетов и определение предложений нормативов ПДВ
- Наименование использованной программы расчета загрязнения атмосферы.
- Метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ.
- Результаты расчетов уровня загрязнения атмосферы на существующее положение и с учетом перспективы развития, выполненные в соответствии с ОНД-86, ситуационные карты-схемы с нанесенными на них изолиниями расчетных концентраций; максимальные приземные концентрации в жилой зоне и на границе санитарно-защитной зоны; перечень источников дающих наибольшие вклады в уровень загрязнения атмосферы в виде таблицы.
- Предложения по нормативам ПДВ по каждому источнику и ингредиенту занесенные в таблицу Если в воздухе населенного пункта концентрации загрязняющих веществ превышают ПДК, разрабатывается план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
- План мероприятий оформляется по нижеприведенной форме: ПЛАН мероприятий по снижению выбросов
- Дается обоснование возможности достижения нормативов ПДВ с учетом использования малоотходных технологий и других планируемых мероприятий, в том числе перепрофилирования или сокращения объема производства.
- Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий по достижению нормативов ПДВ и причиняемого ущерба от загрязнения атмосферы, осуществленная по отраслевым и федеральным методикам
- Приведено уточнение размеров санитарно-защитной зоны.
- Данные о численности населения, проживающего в санитарно-защитной зоне и на территории, подлежащей к включению в санитарно-защитную зону.
- Документы (материалы), свидетельствующие об учете специальных требований (при их наличии) к качеству атмосферного воздуха для данного района, в случае, если в районе размещения предприятия или в прилегающей к предприятию территории расположены зоны заповедников, музеев, памятников архитектуры и т.д.
5. Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях
- План мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий (см. раздел 14.4).
- Общую характеристику выбросов вредных веществ в период НМУ с указанием наименования цеха (участка), номера источников выбросов и его высоты, параметров выброса в нормальных метеоусловиях и при различных режимах НМУ (см. раздел 14.4).
- Краткую характеристику каждого конкретного мероприятия с учетом реальных условий эксплуатации технологического оборудования (сущность технологии, необходимые расчеты и обоснование технологий).
- Обоснование возможного диапазона регулирования выбросов по каждому мероприятию.
- План-график контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
- Экономическую оценку мероприятий по регулированию выбросов в периоды НМУ
5. Контроль за соблюдением нормативов на предприятии.
- контроль непосредственно на источниках выбросов;
- контроль загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны или в селитебной зоне населенного пункта.
- При контроле за соблюдением нормативов ПДВ на непосредственно источниках загрязнения входит перечень веществ подлежащих контролю. Приводится перечень методик, которые используются или будут использоваться при контроле за соблюдением установленных нормативов выбросов. Отдельно приводится перечень веществ для которых отсутствуют стандартные методики.
- В случае нецелесообразности или невозможности определения выбросов загрязняющих веществ аналитическими методами приводится обоснование использования расчетных балансовых методов, удельных выбросов и т.д.
- План-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) на источниках выбросов оформляют в виде таблицы: План-график контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) на источниках выбросов и на контрольных точках (постах)
- Контроль за соблюдением нормативов ПДВ по фактическому загрязнению атмосферного воздуха на специально выбранных контрольных точках проводится только для крупных предприятий с большим количеством источников неорганизованных выбросов. Контрольные значения приземных концентраций загрязняющих веществ оформляют в виде таблицы:
7. Приводятся предложения о порядке организации контроля за соблюдением нормативов ПДВ собственными силами предприятия или на договорных началах
-
Заявку (письмо, заявление) природопользователя с просьбой о согласовании и утверждении разработанных нормативов ПДВ.
-
Проект нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу предприятия - природопользователя, заверенный организацией разработчиком нормативов ПДВ и утвержденный природопользователем.
-
Материалы инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с приложением расчетов выбросов, ситуационным планом, климатическими и фоновыми характеристиками объекта, справкой по расходу сырья, материалов и топлива, заверенной природопользователем.
-
План-график ведомственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ на текущий период времени, утвержденный природопользователем.
-
Заполненные бланки Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.
-
Заявку (письмо) предприятия - природопользователя о продлении сроков действия разрешения на выброс вредных веществ в атмосферу не позднее, чем за 30 дней до его истечения.
-
Технический отчет по продлению разрешения на выброс по установленной форме.
-
Заполненный бланк Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.
-
План-график контроля на текущий период.
-
при необходимости заключения в установленный срок договора на разработку ПДК (ОБУВ);
-
при подтверждении экспертизой отсутствия технических решений по сокращению выбросов до нормативного уровня (при условии, что Смах < ПДК без учета фона).
-
при выявлении неполноты учета источников выделений, выбросов, ингредиентов;
-
при установлении факта несоответствия (превышения) фактических выбросов над согласованным проектом нормативов ПДВ (ВСВ) по данным производственного или государственного контроля;
-
при обнаружении в проекте неверных сведений о расходе и типе используемого сырья и материалов, чистого времени работы оборудования, о расположении ближайшей жилой застройки, других объектов с повышением требованиями к качеству атмосферного воздуха;
-
переутверждения вышестоящими органами методов расчета и замеров концентрации;
-
изменения экологической обстановки в городе или фоновых концентраций загрязняющих веществ.
-
изменении экологической обстановки в регионе,
-
появлении новых или уничтожении существующих источников загрязнения окружающей природной среды,
-
изменении технологии или производственной программы предприятия.
-
Превышение установленных нормативов ПДВ, выявленное по результатам инструментального контроля.
-
Нарушение "Правил эксплуатации установок очистки газа", приводящее к превышению установленных нормативов выбросов.
-
Невыполнение в установленные сроки плана природоохранных мероприятий.
-
Превышение установленных годовых лимитов выбросов.
-
Неуплата предусмотренных природоохранных платежей.
-
определяет возможные сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ;
-
представляет их на утверждение в соответствующие органы государственной власти субъекта Российской Федерации (г. Москвы);
-
устанавливает временно согласованные выбросы на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условии соблюдения технических нормативов выбросов с одновременным утверждением соответствующего плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, который разрабатывается и реализуется предприятием - природопользователем.
-
определение массы выбросов вредных веществ в единицу времени от данного источника загрязнения и сравнение этих показателей с установленными нормативами ПДВ;
-
проверку выполнения плана мероприятий по достижению ПДВ;
-
проверку эффективности эксплуатации очистных и других природоохранных сооружений, а также других производственных факторов, оказывающих влияние на соблюдение нормативов ПДВ.
-
технические нормативы выбросов;
-
предельно допустимые выбросы.
КоАП РФ от 30.12.2001 №195-ФЗ, глава 8:
Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (штраф на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ).
-
Закон РФ "Об охране атмосферного воздуха", 04.05.1999г № 96-ФЗ.
-
ГОСТ 17.0.0.01-76. Система стандартов области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Основные положения.
-
ГОСТ 17.2.1.01-76. Атмосфера. Классификация выбросов по составу.
-
ГОСТ 17.2.1.04-77. Охрана природы. Атмосфера. Метрологические аспекты загрязнения и промышленные выбросы. Основные термины и определения.
-
ГОСТ 17.2.3.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями. М., издательство стандартов, 1979, 14 с.
-
ГОСТ 17.2.4.02-81. Охрана природы. Атмосфера. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ.
-
ГОСТ. 17.2.3.01-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов. Введен с 01.01.79 г. Издательство стандартов, 1979, 4 с.
-
СНиП 2.01.01-82. Строительная климатология и геофизика.
-
СНиП 245-71. Строительные нормы проектирования промышленных предприятий.
-
ОНД-86. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. Госкомгидромет, Л., Гидрометеоиздат, 1987.
-
ОНД-90. Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы. Часть 1.Санкт-Петербург, ВНИИОПЗД, 1991. 98 с.
-
РД 50-210-80. Методические указания по внедрению ГОСТ 17.2.3.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления ПДВ вредных веществ промышленными предприятиями.
-
РД 52.04.52-85. Руководящий документ. Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях. Новосибирск, 1986. Ленинград, 1987.
-
Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятий. М., 1889.
-
Методические указания по расчету количественных характеристик выбросов ЗВ в атмосферу от основного технологического оборудования предприятий пищеконцентратной промышленности, Гипропищепром, м., 1993.
-
Сборник методик по расчету выбросов в атмосферу загрязняющих веществ различными производствами. Гидрометеоиздат, 1986.
-
Типовая инструкция по организации системы контроля промышленных выбросов в атмосферу в отраслях промышленности. Новосибирск, 1987.
-
Методы расчета выделения вредных веществ в атмосферный воздух технологическим оборудованием на предприятиях химической промышленности. М., Химия, 1982.
-
Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий. НИИАТ, 1998.
-
Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу от животноводческих комплексов и звероферм (по величинам удельных показателей). Санкт-Петербург, " Интеграл", 1999г.
-
Методические указания по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров. Государственный комитет РФ по охране окружающей Среды, 1997 г.
-
Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при сварочных работах (на основе удельных показателей). НИИ охраны атмосферного воздуха, "Интеграл", 1997 г.
-
Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при нанесении лакокрасочных материалов (на основе удельных выделений). НИИ охраны атмосферного воздуха, "Интеграл", 1997 г.
-
Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при механической обработке металлов (на основе удельных показателей). НИИ охраны атмосферного воздуха, "Интеграл", 1997 г.
-
СНиП 2.07.01-89 Строительные нормы и правила. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Москва 1989 г.
-
Проект ПДВ. Предельно допустимые выбросы. Проект нормативов предельно допустимых выбросов в Москве, Московской области и по всей России.